Как защитить свой бизнес?
Защитите бизнес от возможных расследований и судебных исков. Избегайте деловых контактов с людьми, имеющими плохую репутацию (сведения о репутации можно найти на интернет-ресурсах), и не принимайте участия в сомнительных предприятиях и сделках.
Следите за наличными деньгами и доходами. Проводите независимый аудит деятельности предприятия. Это не только позволит избежать нарушения, но и освободит от проверок госорганов (в сфере пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия).
Сотрудничайте с квалифицированным адвокатом и финансовым консультантом. Малому бизнесу доступны многие налоговые послабления (предусмотренные налоговым законодательством). Убедитесь в том, что вы знаете и пользуетесь всеми.
Вся переписка с госорганами и юридическими лицами должна вестись официально (т.е. письма должны иметь исходящие номера и даты, при этом рекомендуется иметь в наличии документы, подтверждающие получение вашего письма госорганом и юридическим лицом). Все договоренности с контрагентами фиксируйте документально, с обязательной юридической проверкой.
ДОЛЖНЫ ЛИ ГОСОРГАНЫ УВЕДОМЛЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ О ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКЕ?
Да. В письменном виде о начале проверки по особому порядку и выборочной проверке - не менее чем за 30 календарных дней. При внеплановой проверке - не менее чем за сутки до начала проверки.
Исключения составляют внеплановные проверки, проводимые в соответствии с подпунктами 2,7,9,10 пункта 3 и пунктами 6,7 статьи 144 Предпринимательского кодекса.
Если к вам пришли с проверкой
Вопросы назначения и проведения проверок регламентированы параграфом 2 Предпринимательского кодекса.
ПРОВЕРКИ ДЕЛЯТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ:
- проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска (в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства);
- выборочные (в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта) на основе оценки степени риска, по результатам анализа отчетности, результатов иных форм контроля);
- внеплановые (по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта), с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства (перечень в пункте 3 статьи 144 ПК).
По объему проверки подразделяются на комплексные и тематические.
КАК ДОЛГО ДЛИТСЯ ПРОВЕРКА?
Проверка должна длиться не более 30-ти рабочих дней (за исключением налоговой проверки, срок которой регламентированы статьей 629 НК).
При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки, срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем органа контроля и надзора (либо лицом, его замещающим) на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки.
ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ:
1. Проверяющий обязан предъявить:
- акт о назначении проверки со штампом о регистрации в Управлении Комитета по правовой статистике и специальным учетам вашей области (города);
- служебное удостоверение;
- проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке.
2. Проверить законность проверки вы можете, обратившись в раздел «Законность проверки вашего бизнеса» Информационного сервиса Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по адресу http://service.pravstat.kz/.
3. Проверяющие лица не указанные в акте о назначении проверки не имеют право проводить проверку.
4. Началом проведения проверки считается дата вручения акта о назначении проверки.
Ваши права в ходе проводимой проверки
ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО:
- не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
- фиксировать процесс проверки с помощью средств аудио и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;
- обжаловать акт о назначении, о результатах проверки, а также действия проверяющего лица в вышестоящий государственный орган, либо в суд;
- не исполнять не основанные на законе запреты проверяющих, ограничивающих вашу деятельность (например, требование о приостановлении деятельности без наличия на то оснований);
- присутствовать при проведении проверки, а также привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав.
КАК ПРОВЕРЯЮЩИЕ ДОЛЖНЫ ОФОРМИТЬ ИТОГИ ПРОВЕРКИ?
Проверяющие составляют акт о результатах проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается вам. Если имеются замечания или возражения, вы можете изложить их в письменном виде, которые прилагаются к акту.
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОВЕРЯЮЩИХ:
Проверка, проведенная с грубым нарушением (перечень приведен в пункте 3 статьи 156 Предпринимательского кодекса), признается недействительной, что является основанием для ее отмены.
ВАМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРКИ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИДА НЕ ВПРАВЕ:
- проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
- требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренныхзаконами Республики Казахстан;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.
Если проверяющие нарушают ваши права
СУБЪЕКТЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВПРАВЕ:
- обращаться в правоохранительные и иные государственные органы по вопросам привлечения к ответственности лиц, нарушивших права и (или) воспрепятствовавших реализации законных интересов субъектов предпринимательства;
- обращаться в суд, арбитраж, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана и в иные органы для защиты своих прав и законных интересов.
Если вы считаете, что в ходе проверки проверяющие превышают свои полномочия, либо любым другим способом нарушают ваши права, следует:
- обратиться напрямую в мобильную группу при прокуратуре вашего региона, которая незамедлительно выедет на место совершения правонарушения. Телефоны мобильных групп размещены на сайте Генеральной прокуратуры по адресу prokuror.gov.kz. Номер круглосуточного Call-центра - 115;
- написать обращение на портале Генеральной прокуратуры "Бизнес тipeгi". На портале можно также узнать всю информацию о проводимой проверке (регистрация, состав проверяющих, проверяемый период и т.д.).
Какая проверка может быть признана незаконной?
ПРОВЕРКА ПРИЗНАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ, ЕСЛИ ПРОВЕДЕНА С ГРУБЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ТРЕБОВАНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КОДЕКСА:
- отсутствие оснований проведения проверки;
- отсутствие акта о назначении проверки;
- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
- нарушение периодичности проведения проверок по особому порядку и выборочных проверок;
- непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки;
- назначение проверок по вопросам, не входящих в их компетенцию;
- проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам;
- нарушение сроков проведения проверок.
Что важно знать участникам госзакупок?
КОГДА НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ДОГОВОР О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ:
После его подписания заказчиком и поставщиком либо после полного внесения последним обеспечения исполнения договора, предусмотренного конкурсной документацией. Если договор подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК ПРИЗНАЕТСЯ НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ:
- непредставления документа для подтверждения соответствия квалификационным требованиям;
- установления факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации;
- установления факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям.
ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ КОНКУРСА:
- после объявления и размещения на веб-портале протокола итогов государственных закупок, вы вправе обжаловать его в течение 5 рабочих дней с момента получения в уполномоченный орган государственного аудита и финансового контроля.
- жалоба может быть подана через веб-портал государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи.
- жалоба рассматривается в течение десяти рабочих дней со дня ее поступления.
Как открыть свой бизнес в колонии?
Предприниматели могут организовать или разместить свое производство на территории учреждений Уголовно-исполнительной системы МВД (примерный перечень бизнес идей прилагается).
Для этого необходимо:
- обратиться в администрацию учреждения;
- ознакомиться с условиями организации труда и работы в учреждении;
- совместно с сотрудниками учреждения и филиалов Республиканских государственных предприятий «Енбек», «Енбек-Караганда», «Енбек-Оскемен» подобрать неиспользуемое помещение (сведения имеются в территориальных подразделениях УИС МВД и филиалах РГП);
- заключить договор доверительного управления с ГУ «Межрегиональный департамент госимущества и приватизации»;
- заключить договор с администрацией учреждения и РГП на предоставление рабочей силы из числа лиц, отбывающих наказание;
- ознакомиться с условиями организации труда и работы в учреждении;
- заключить договор с администрацией учреждения на предоставление рабочей силы из числа лиц, отбывающих наказание;
- совместно с сотрудниками учреждения подобрать необходимых специалистов для работ на объекте;
- заключить с каждым рабочим трудовой договор (предприниматель - осужденный) по оплате труда (на заключенных распространяются права и обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом).
ПРЕИМУЩЕСТВА ОТКРЫТИЯ БИЗНЕСА В КОЛОНИИ:
- помещения предоставляются без арендной платы;
- минимальное вложение в производство;
- наличие подведенных коммуникаций;
- низкая себестоимость выпускаемой продукции;
- безвозмездная охрана продукции и помещения.
Знаете ли вы о поддержке оказываемой государством?
МЕРАМИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- субсидирование части ставки вознаграждения по кредитам/договорам финансового лизинга банков;
- частичное гарантирование по кредитам банков;
- предоставление государственных грантов.
МЕРЫ НЕФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
- информационно-аналитическое обеспечение предпринимательства;
- развитие компетенций предпринимателей;
- повышение производительности предпринимателей;
- расширение деловых связей (включает тематическую бизнес-стажировку за рубежом, на иностранных предприятиях аналогичного профиля и установление деловых связей с иностранными партнерами).
Меры государственной поддержки предусмотрены главой 8 Предпринимательского кодекса, а также в Единой программе поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» (постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года №168)
Для оказания мер государственной поддержки субъектам частного предпринимательства и населению с предпринимательской инициативой, получения подробной консультации, в регионах созданы Центры обслуживания предпринимателей (действуют при региональных филиалах АО «ФРП «Даму» и/или создаваемый при палатах предпринимателей областей).
Куда ещё можно обратиться при нарушении прав предпринимателей помимо госорганов?
С целью представления, обеспечения, защиты прав и законных интересов и рассмотрение обращений предприниматели могут обратиться к Бизнес-омбудсмену, который осуществляет свою деятельность при Национальной палате предпринимателей «Атамекен».
Каждое поступившее обращение ставится на контроль и отрабатывается работниками аппарата Бизнес-омбудсмена.
Более подробно по этому вопросу Вы можете ознакомиться на сайте НПП «Атамекен» по адресу palata.kz.
Все звонки бесплатны из любого города: 59-79-60, по Казахстану: 8-800-080-80-10
Ответственность предпринимательства за нарушение законодательства
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Социальной ответственностью предпринимательства является добровольный вклад субъектов предпринимательства в развитие социальной, экологической и иных сфер.
Субъекты предпринимательства в своей деятельности могут внедрять социальную ответственность предпринимательства в сферах занятости и трудовых отношений, охраны окружающей среды и иных сферах.
Социальная ответственность предпринимательства может осуществляться субъектами предпринимательства посредством благотворительности и в иных формах, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Никто не вправе принуждать субъектов предпринимательства осуществлять деятельность по социальной ответственности.
Не допускается незаконное вмешательство государства в дела субъектов предпринимательства при осуществлении благотворительности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Государственные органы и их должностные лица несут установленную законами Республики Казахстан ответственность за незаконное распространение и (или) использование информации, составляющей коммерческую тайну.
Ущерб, причиненный субъекту предпринимательства в результате такого распространения и (или) использования, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Все убытки, понесенные субъектом предпринимательства вследствие воспрепятствования его законной предпринимательской деятельности, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.